• Ломоносов Юрий Владимирович, профессор

    Юрий Владимирович Ломоносов родился 24 апреля 1876 года в городе Гжатск (ныне город Гагарин Смоленской области) в дворянской семье мирового судьи Владимира Григорьевича Ломоносова и Марии Федоровны Пегелау. Воспитывался в 1-м московском кадетском корпусе. В 1893 поступил в Петербургский институт инженеров пуьтей сообщения. В мае 1897 женился на Софье Александровне Антонович. Работал на Харьковском паровозостроительном заводе, затем на Харьковско-Николаевской железнйо дороге, помощником директора депо.

    В 1899 Ломоносову было предложено место преподавателя в Варшавском политехническом институте, где он читал курс по теории и управлению локомотивами. В это же время Министерство путей сообщения утвердило Ломоносова в должности инспектора Российских государственных и частных железных дорог. В конце лета 1900 Ломоносов принял участие в Международной выставке локомотивов в Париже.

    С 1902 года — профессор Киевского политехнического института. Вместе с группой студентов совершил поездку по КВЖД, проводя обследование дороги. Посетил Иркутск, Харбин, Порт-Артур, Владивосток, а также Нагасаки и Пекин. По должности инспектора железных дорог Ломоносов должен был знакомиться с железнодорожными достижениями в других странах. В ноябре 1902 участвовал в работе Международного конгресса инженеров железнодорожного транспорта в Вене. Весной 1903 посетил Италию, Швейцарию, Францию, Испанию. Летом совершил тур по железным дорогам Восточной Европы. В апреле 1905 Ломоносов защитил докторскую диссертацию по динамике локомотивов.

    В то же самое время Ломоносов работал в подпольных организациях РСДРП. В 1905-1906 годах состоял в Военно-технической организации ЦК РСДРП, руководимой Л.Б.Красиным и занимавшейся подготовкой терактов и вооружённых восстаний.

    В декабре 1907 Ломоносов был назначен руководителем Тягового отдела Екатерининской железной дороги. С 1909 по 1910 годы - Начальник Тяги на Ташкентской ж.д. В конце 1910 года переведен в Петроград на Николаевскую ж.д. В январе 1912 года Министром путей сообщения Рухловым был назначен помощником начальника управления всех железных дорог России, на генеральскую должность, проработав на этой должности до конца 1912 года.

    Создатель первых в мире тепловозов Ээп2 (Юэ001), Эмх3 (Юм005). Советский государственный деятель, имел ранг Народного комиссара.

    Доктор философии в Берлинской высшей школе (1926).

    В 1924—1925 Ломоносов жил и работал в Берлине.

    В 1927 году Юрий Владимирович решил не возвращаться в СССР и уехал в Англию, где сначала в квакерском интернате Лэйтон Парк (Leighton Park), а потом в Кембридже учился его сын. В 1927 году, находясь в командировке в Британии, Ломоносов попросил политического убежища. В 1938 году вместе с женой Раисой Николаевной принял британское подданство. В Великобритании совместно с молодым физиком Петром Капицей безуспешно пытался получить патент на электромеханическую систему тормозов локомотива.

    Умер в 1952 году в Канаде.

    Ответить Подписаться