Благоверные князья Феодор Ростиславич Черный и чада его, Давид и Константин
Благоверный князь Феодор Смоленский - Феодор Ростиславич Черный (Чермный), Смоленский, Ярославский - родился около 1240 или 1 сентября 1233 г. в Смоленске в семье князя, третий сын.
Прозвище Чермный означает как рыжий, так и красивый
Отец - Ростислав Мстиславич, смоленский князь.
1240 году умер его отец, князь Ростислав. Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему – отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.
В 1260 году святой Феодор женился на Анастасии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским.
В начале 1260-х родились две их дочери, а также сын Михаил.
В период с не ранее 1266 по 1276 год, возможно, пребывал в Золотой Орде, где его полюбила ханша Джиджекхатунь и благоволил хан Менгу-Тимур, они сватали свою дочь за него, несмотря на живую жену. Анастасия вскоре умерла, святой Феодор пытался вернуться в Ярославль, но этому воспротивилась княгиня Ксения мать покойной Анастасии с боярами, объявившие князем малолетнего Михаила.
Фёдор, оставшись в Орде, женился второй раз, на дочери хана, принявший православие с именем Анна, получив за неё большое приданое (36 городов) и большой почёт у монголов. Такой брак имел для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими "улусниками" (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла Святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: "и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить". Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими "улусниками" (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла Святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: "и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить".
Родились сыновья Давид и Константин, в то время как старший сын Михаил умер в Ярославле. После этого Фёдор с семьёй отъехал в Ярославль с ханским ярлыком на княжение.
В 1276 году имя Фёдора впервые упомянуто в летописи в связи с погребением великого князя Василия Ярославича.
В 1275 году получил в наследство Можайск.
В 1277—1278 годах вместе с другими князьями участвовал в походах Орды против ясов и волжских булгар, брал ясский город Дедяков.
В 1278—1279 годах в Смоленске умерли его братья Глеб и Михаил, и Смоленское княжество перешло к Феодору.
В 1279—1281 годах он, предположительно, пребывал в Смоленске, а 1281—1292 годах — вновь в Орде, в том числе участвовал в междоусобице Андрея и Дмитрия Александровичей, закончившейся разорением в 1281 году ряда русских городов ордынцами и русскими же.
В 1285 году безуспешно осаждал Смоленск его племянник Роман Глебович.
В 1293 году вместе с князем Андреем Александровичем Городецким участвовал в походе татарской рати под предводительством золотоордынского полководца Дюденя (Тудана) в Северо-Восточную Русь. В результате этого похода были разорены 14 городов, в числе которых Владимир, Суздаль, Юрьев, Переславль, Дмитров, Москва, Коломна, Можайск, Волок.
В 1294 году Фёдор получил от пришедшего ко власти во Владимире Андрея Александровича Переславль-Залесский, но Дмитрий Александрович отказался от великого княжения под условием возвращения ему Переславля. Тогда Фёдор, уходя из города, сжёг его. В 1297 году другой племянник Фёдора — Александр Глебович — "берёт лестью княжение смоленское", в 1298-м, а возможно, и повторно в 1299-м, Фёдор пытался безуспешно силой вернуть город.
Скончался в 1299 году в Ярославле, приняв схиму. Глубина предсмертного покаяния явилась главным основанием его последующей канонизации
Ярославское княжение перешло к его сыну Давиду.
Накануне присоединения Ярославля к Московскому государству, в 1463 году, архимандрит Христофор обрёл в ярославском Спасском монастыре мощи князя и его сыновей Давида и Константина, они были размещены в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В 1467 году все трое были канонизированы. Это первые ярославские святые.
В период с 1989 до 2011 года мощи ярославских чудотворцев находились в Федоровской церкви Ярославля. Сейчас мощи покоятся в раке в новом Успенском соборе Ярославля.